![]() |
|||||||
| |||||||
|
ЕСТЬ МНЕНИЕВозрастающая роль хорошо знакомой культуры
В 1771 году вследствие голода, опустошившего накануне Западную Европу, Французская Безансонская академия объявила: «Указать растения и способы их использования, которые в период неурожая могли бы заменить обычно употребляемые людьми в пищу». В ответ академия получила семь рукописей, в которых все авторы особое внимание обратили на южноамериканскую культуру — картофель. Премия была присуждена работе бывшего военного фармацевта Антуана Парман-тье, изложившего способ приготовления из картофеля крахмала и использования клубней для приготовления хлеба без пшеничной муки. ![]() Данный исторический факт подтверждает значение такой культуры, как картофель, который не зря называют вторым хлебом. О необходимости увеличения площадей картофеля в Рязанской области говорит заслуженный работник сельского хозяйства РФ, почетный работник высшего профессионального образования, член Общественной палаты Рязанской области доктор сельскохозяйственных наук, профессор Михаил Михайлович Крючков. — Картофель — культура универсального использования, незаменимая, в первую очередь, как продукт питания. Велико значение картофеля и как кормового растения. Картофель имеет большое агротехнологическое и агроэкономическое значение. Он является хорошим предшественником для многих сельскохозяйственных культур. В доперестроечное время Рязанская область, в которой производилось более 1 млн т картофеля, занимала второе место в СССР после Брянской области. И это не случайно — на культуру был большой спрос. Картофель в области как сырье использовали 17 спиртзаводов, производивших 25% спирта в стране, и 4 крахмалопаточ-ных завода. Также картофель шел на корм скоту — в те годы в области насчитывалось около 1 млн голов КРС и 0,5 млн свиней. Однако в постперестроечное время, в связи с проведением антиалкогольной кампании, а также значительным сокращением поголовья скота, спрос на картофель резко упал. В результате посевные площади под картофель сокращаются в 5,3 раза, а валовой сбор картофеля уменьшается в 3,5 раза и составляет около 400 тыс. т. При этом большую часть картофеля — 80,5% — производит население, 1,9% — крестьянские хозяйства и только 17,2% — сельскохозяйственные организации (данные за 2013 г.). Вместе с этим нельзя не отметить положительную тенденцию увеличения производства картофеля за последние три года: сельскохозяйственными предприятиями — до 23,5%, крестьянскими хозяйствами — до 3,9%. Следует отметить и рост урожайности картофеля: с 90 до 146 ц/ га. Средняя урожайность картофеля в мире составляет на сегодня 161 ц/га, а в Нидерландах, Германии, Франции и США превышает 400 ц/га. В Рязанской области в передовых сельскохозяйственных предприятиях, таких как ООО «Авангард» Рязанского района, колхозах им. Ленина и «Заветы Ильича» Касимовского района, ООО «Малинищи» Пронского района, ООО «Рязанский картофель» Милос-лавского района, средняя урожайность превышает 250 ц/га. Валовой сбор картофеля сельхозорганизаци-ями за последние 11 лет увеличился с 39,5 тыс. т до 96,3 тыс. т. Основная причина этого роста — успешное решение вопроса сбыта. Думаю, что в связи с объявленной политикой импортозамещения производство картофеля может стать мощным рычагом повышения эффективности производства. Уже доказано — эффективность картофельного поля в 10 раз выше зернового. Отдача от единицы площади под картофелем в 3 раза больше, чем от других культур. Необходимо отметить основной сдерживающий момент роста производства картофеля. Безусловно, это проблема сбыта. Основная продажа овощей в течение года осуществляется через супермаркеты, которые требуют, чтобы овощи проходили предпродажную подготовку. Но отдельным предприятиям это явно не под силу. Существует хороший опыт создания центра предпродажной подготовки в Пензенской области. Данный центр представляет собой кооператив, созданный на собственные средства производителями овощей, что гораздо выгоднее, чем продавать свою продукцию по низким ценам частным центрам. Производство картофеля в условиях Рязанской области может быть эффективным и выгодным, для чего необходимо разработать в области комплексную программу развития картофелеводства, предусматривающую сотрудничество власти, производителей, торговых сетей и предприятий переработки. |
![]() Учредитель"ООО АГРОСОЮЗ" НОВОСТИ |
|||||
ООО «АГРОСОЮЗ» ©2011 Телефон рекламной службы: 8(4912) 46-43-15, 24-64-91 |